Прием граждан 2-29-04

О городе

Органы власти

Коррупции НЕТ!

Лучшие люди города

Новые моря мы создаём

23.07.2012

 

«Улица Приморская в посёлке нашем, хоть моря от нас и далеки…»

Это строки из стихотворения, написанного специальным корреспондентом газеты «Известия» М. Сафоновым. Стихи положил на музыку наш самодеятельный композитор Почетный гражданин города Белово Иван Иванович Костенко. Песня эта исполнялась хоровыми коллективами на различных смотрах.

Творения рук человеческих остаются в стихах и песнях, в газетных и книжных публикациях. Такого внимания в свое время была удостоена Всесоюзная ударная комсомольская стройка Беловской ГРЭС. К развитой разносторонней промышленности нашего города в шестидесятых годах прибавилась энергетика. А начиналось все с её строительства, которое считается в нашем городе легендарным, потому что строила нашу красавицу ГРЭС в основном молодежь, прибывшая к нам из разных концов страны. О строительстве Беловской ГРЭС,  о её людях, тех, кто возводил её корпуса и устанавливал турбины, кто работал в её цехах, строил поселок, жил и живет в нем, написано немало. Сегодня хочется обратиться к архивным материалам замечательного беловского краеведа Александра Никифоровича Зяблицева, о котором недавно рассказывала газета «Мега – Экспресс - Белово».

******

«…На призыв ЦК ВЛКСМ – поехать в Кузбасс, в Белово на строительство мощной электростанции – откликнулись сотни молодых ребят и девчат. Пионерами здесь оказались комсомольцы и молодежь Липецкой области, первыми летом 1956 года выбросившие на стройку десант из 550 человек. Вслед за ними прибыли молодые строители из Брянской, Ивановской, Харьковской и других областей.

На их долю выпала честь на голом месте построить поселок, подсобные предприятия, а затем и саму красавицу – ГРЭС.

Главным на первом этапе было строительство жилья. И молодежь с жаром взялась за дело. В короткий срок были построены общежития – одноэтажные дома барачного типа. Но это лучше, чем жить зимой в палатках или в шиферных домиках. Уже к концу года было сдано в эксплуатацию более 3400 квадратных метров жилья, подготовлен задел под жилье будущего года. В наступившем 1957 году фронт работ на поселке и подсобных объектах расширился. Молодые строители поставили перед собой задачу не только сдать в эксплуатацию 9000 квадратных метров жилья, но и построить столовую, школу, детсад, ясли, баню, небольшой кинозал.

Все намеченное в основном было сдано в срок. Отличились в труде бригады А. Карпова, Г. Карбышева, В. Головатенко, А. Бобро, А. Астафьева и другие. Каменщики из бригады Александра Бобро заняли в соревновании комсомольско-молодежных бригад Кузбасса первое место и им было вручено переходящее Красное Знамя обкома ВЛКСМ. Сам бригадир был награжден путевкой на ВДНХ. Форсированным методом шло сооружение бетонной дороги от «перевалки» до промбазы (железная дорога еще строилась и каменщики, штукатуры, плотники так нуждались в стройматериалах)

Шли работы на станции, других объектах. Но начало работ на главном корпусе по независящим от руководства стройуправления причинам затягивалось. В столь трудное время молодежь не дрогнула. Это был период накопления сил, еще большего сплочения коллектива. Начальник стройки Г. И. Томилов неоднократно подчеркивал, что не будь задержек по вине Министерства энергетики, станция была бы построена значительно раньше. Радостным событием для строителей был ввод в эксплуатацию железной дороги (сентябрь 1958 года). Большинство грузов стало поступать на стройку по этой ветке, минуя «перевалку».

Работа пошла веселее. В марте 1959 года было перекрыто русло реки Ини, и вода её потекла по каналу, прорытому механизаторами. Появилась возможность вести работы на гидроузле. Экскаваторщики Зайцев, Калашников, Лукьянов за короткий срок вынули шесть тысяч кубометров илистого грунта и дали возможность вести засыпку котлована скальной породой. 13 октября бригада бетонщиков, руководимая А. Чакилевым, начала укладку бетона на рисберме быстротока. Летом следующего года было завершено строительство плотины. С начала строительства гидросооружений механизаторы вынули 133 тысячи кубометров грунта, в том числе 75 тысяч скального. В тело плотины уложено 320 тысяч кубометров грунта. Коллектив третьего участка уложил 18 тысяч кубометров бетона, 30 тысяч кубометров бутового камня, 17 тысяч кубометров щебня. Вот какой огромный труд был вложен во внешне не очень броские сооружения гидроузла.

Экскаваторщик В. Лукьянов, вынувший 15 марта 1960 года первый кубометр грунта из котлована под здание главного корпуса станции, как бы положил начало расширенному фронту работ на этом важнейшем объекте. Между бригадами механизаторов развернулось соревнование за быстрейшую подготовку котлована. Стартовую эстафету от Лукьянова подхватил машинист экскаватора И. Зоякин. 29 марта он перекрыл результат предшественника и довел сменную выработку на машине до 602 кубометров. Это три нормы! До 40 рейсов за смену делали шофера Н. Гончаров и В. Носов. 22 апреля выемка грунта была завершена. Всего механизаторами вынуто 38 тысяч кубометров.

Уплотнив грунт в котловане главного корпуса, строители приступили к укладке бетона в основание, а затем и к холодной асфальтной изоляции. Нет возможности рассказать обо всех этапах работ на фундаменте станции. Словно изголодавшись по основному делу, монтажники трудились, не считаясь со временем. Котлован главного корпуса представлял в эти дни настоящий муравейник. То здесь, то там вздымаются ввысь стрелы кранов, гудят моторы бульдозеров, в разных направлениях снуют автомашины. Бригады Матюшенко, Митрохина, Шамрина, Подогова, Пономарева, каждая на своем участке, умело справлялась с заданием. Например, установка колонны – кропотливая, почти ювелирная операция. На подготовку и вырезку уходит здесь неизмеримо больше времени, чем на подъем колонн. Но специалистам монтажного участка ордена Ленина «Центрэнергомонтаж» не впервые решать такие задачи.

Для подготовки ложа будущего водохранилища под затопление необходимо было очистить пойму реки от деревьев и кустарников. На просьбу руководителей стройуправления помочь в очистке поймы откликнулись комсомольцы и молодежи города. Прораб Субботин сообщал, что зимой в вырубке участвовало примерно 650 человек. По инициативе горкома комсомола летом 1961 года сотни комсомольцев из предприятий и школ города выезжали в пойму на коллективный воскресник, чтобы собрать остатки кустарника от зимних рубок и сжечь все это. Не стояли в стороне и грэсовцы. Механизаторы участка «Сибэнергостроймеханизация» в тяжелых условиях вырезали и выкорчевали 2,5 тысячи гектаров кустарников.

4 августа 1962 года госкомиссия приняла пойму реки Ини и разрешила приступить к её затоплению. Наконец наступил день перекрытия (он совпал с Днем строителя). На важное событие в жизни стройки прибыли первый секретарь горкома партии И.Г. Касьян, управляющий трестом «Кузбассэнергострой» И. А. Старостин. По сигналу ракеты начальники участков Л. Табакарь и А. Беляев перерезали ленты, и находившиеся на обеих сторонах реки бульдозеры начали толкать грунт в воду. В короткое время эта несложная, но ответственная операция была завершена. Началось затопление водохранилища, будущего «Беловского моря».

1964 год начался ударной вахтой под девизом «Первый блок – в первом полугодии!» Соревнование среди коллективов за право зажечь первому факел в топке котла приняло широкий размах. С участков поступали сообщения об окончании работ на тех или иных объектах. В конце февраля был создан партийный штаб по пуску первого блока во главе с первым секретарем горкома партии В.М. Чурпитой. Его заместителями стали начальник СУ ГРЭС Г.И. Томилов и секретарь парткома стройуправления А.К. Гришунин. Создание штаба положительно сказалось на ускорении незавершенных работ, на подготовке к пусковым операциям. Успешно прошли кислотногидрозивные промывки, прокручено и опробовано оборудование.

17 мая были зажжены факелы, в котел поданы мазут и воздух. Из первой трубы пошел дым. Корпус «А» котла успешно прошел испытание на паровую плотность.

1 июня котел был вновь растоплен. Турбина набрала необходимые 3000 оборотов, после чего начальник электроцеха Пироговский включил генератор в сеть. Первый блок начал вырабатывать электроэнергию. Это был успех, но успех частичный, так как котлы работали на мазуте, а не на угле, как предусмотрено.

8 июня с шахты «Грамотеинская 1-2» прибыл первый эшелон угля – 1000 тонн. Был открыт путь к комплексному опробованию. И вот 16 июня были выключены агрегаты топливоподачи. Котел был переведен на питание угольной пылью. Последние до пуска дни ушли на наладку блочного щита, устранение некоторых погрешностей. Наконец наступил день, которого так ждали все - строители и эксплуатационники – 29 июня 1964 года. Пущенные в этот день агрегаты отработали отлично, в энергосистему Кузбасса, Сибири пошел ток. Государственная комиссия в составе управляющего «Кузбассэнерго» Н.С. Белова, директора Беловской ГРЭС И.Н. Кравченко и начальника стройуправления Г.И. Томилова подписала акт о приемке в эксплуатацию первого блока станции.

В связи с пуском станции у главного корпуса собрался митинг, на котором выступили начальник стройки Г.И. Томилов, директор И.Н. Кравченко, председатель госкомитета по энергетике и электрификации Л.А. Гвоздецкий, второй секретарь горкома партии П.И. Мирошников, председатель приемочной комиссии, управляющий «Кузбассэнерго» Н.С. Белов, управляющий трестом «Кузбассэнергострой» И.А. Старостин. После митинга состоялся большой концерт.

Многолетний напряженный труд увенчался трудовой победой. Хотя на очереди было еще пять блоков, но главное все таки сделано. Все сооружения, все системы подготовлены – ведь без этого ни первый, ни последующие блоки не запустить. Люди – строители, монтажники, инженеры – внесшие неоценимый вклад в строительство электростанции были занесены на мраморную Доску трудовой славы. В конце года запущен второй блок. Это торжество было отмечено в прекрасном Дворце культуры, построенном в поселке энергостроителей. Пустив в эксплуатацию два блока, коллектив участка «Центрэнергомонтажа» был перебазирован в европейскую часть страны, где его ждали новые стройки, а на смену ему прибыл коллектив участка «Сибэлектромонтажа» - очень опытный, закончивший работы на Томь – Усинской ГРЭС. Этот участок монтировал оставшиеся четыре блока станции.

Нет необходимости описывать дальнейшую работу. Отмечу лишь, что в 1965 году был пущен третий блок, в 1966 – четвертый, в 1967 – пятый и в ноябре 1968 года – последний, шестой блок. Станция набрала мощность 1 млн. 200 тыс. киловатт.

Многие строители станции награждены орденами и медалями, а пятерым присвоено звание «Заслуженный строитель РСФСР». Прошедшие большую школу на стройке бывшие начальники участков А. Беляев, А. Грошев, Г. Нестеров и другие стали руководителями крупных энергетических строек в разных уголках страны. Двое из них – А. Гущин, В. Иванов – в разное время были начальниками стройуправления, а В. Баранов являлся им долгие годы. К сожалению, он умер в расцвете сил в конце 2003 года.

Многие строители поле пуска первого блока стали эксплуатационниками. Завершив работы на электростанции, коллектив СУ ГРЭС переключился на строительство жилья и культобъектов в городе и районе».

******

Вот так замечательно и красочно описал строительство Всесоюзной ударной комсомольской стройки Беловской ГРЭС Александр Никифорович Зяблицев. Его архивные документы повествуют и о многих других добрых делах беловчан.

Летопись строительства Беловской ГРЭС вели и другие беловчане. Вот выдержка из описаний этих событий Анатолия Белова.

«…Да, это было на дне будущего Беловского водохранилища в прекрасный солнечный день в августе 1962 года по случаю перекрытия реки Ини. В этот день вовсю трудились бульдозеры и самосвалы, груженные огромными каменными глыбами. После торжественных речей по выстрелу ракетницы с обоих берегов двинулись машины, сбрасывая свои многотонные грузы в закипевшую, как бы возмущенную воду. Многотысячное «Ура!» разнеслось окрест, гремели духовые оркестры…»

Ветеран комсомола беловчанин Виктор Требунский вспоминает, как он работал шофером на грузовике в конце пятидесятых годов, вывозил со дна будущего водохранилища вырубленный кустарник.

Великие стройки двадцатого века – железной дороги, цинкового завода, шахт и разрезов, Беловской ГРЭС дали жизнь нашему городу и она продолжается сегодня.

Б. Костюра