Строки из книги "Подвиг на все времена". И шли машины в яростный поход
21.04.2020
Михаила Адаева призвали в армию из Новосибирска. К тому времени мальчишка из села Хахалино уже был мобилизован на трудовой фронт. В Бийск, где вновь призванным предстояло получить военную специальность, они прибыли в октябре 1942 года. К отправке на фронт готовили около 10 тысяч человек. В марте 1943 года, окончив курсы минометчиков, отправился на передовую и Миша Адаев.
Попал на Украину, сначала в Харьковскую, потом в Кировоградскую область. Но воевать сибиряку пришлось недолго. В ночной разведке получил тяжелое ранение в ногу. Почти полгода ушло на лечение.
А потом направили Адаева в танковый полк. Командир орудия танка Е-34 Михаил Адаев вместе со своим экипажем завершил освобождение Украины. Далее Второй Украинский фронт вышел к польской границе. За бои в Польше танкист Михаил Адаев был отмечен орденом Красной Звезды. А еще у него есть медаль «За освобождение Варшавы».
Весну сорок пятого года сибиряк встречал в Германии.
У каждого, принимающего участие в Берлинской операции, это сражение осталось в памяти неизгладимым. Михаил Артемьевич Адаев вспоминает:
- Первый рубеж взяли легко. Но второй было сложнее. На третьем оборонительном рубеже немцы сопротивлялись особенно ожесточенно, потери были очень велики. Наш экипаж трое суток ничего не ел, а воду черпали прямо из реки Шпрее. На четвертые сутки, почти у рейхстага догнала нас полевая кухня. Танки подъехали к ней. А тут из окон домов начался обстрел. Фауст – патронами сожгли три машины.
Об окончании войны участники Берлинской операции узнали раньше всех. И город был просто расцвечен, как в самый небывалый праздник. Стреляли из всех видов оружия, запускали ракеты. В небо летели очереди трассирующих пуль.
Все кричали «Ура!», а главное - верили, что скоро домой.
Однако в Германии Адаеву пришлось служить еще пять лет. Домой в Хахалино Михаил Артемьевич вернулся только в 1950 году.
Вся послевоенная жизнь Михаила Артемьевича была посвящена сельскому хозяйству. 42 года они с женой прожили в селе Поморцево, где бывший танкист трудился управляющим отделением колхоза «Правда», а после выхода на пенсию заведовал током. Здесь выросли четыре его дочери, которых очень любил и заботился о них.