О городе

Органы власти

Коррупции НЕТ!

Пресс-служба Администрации

Проект "Белово в годы войны". Глава 11. Недетское время

01.04.2020
Проект "Белово в годы войны". Глава 11. Недетское время

Из-за того, что рабочих рук на производстве и в колхозах не хватало, с мая 1942 года работать на производстве разрешили подросткам старше 14 лет. Для этого Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения», который устанавливал для детей шестичасовой рабочий день.

Обучали молодёжь без отрыва от производства. К концу войны беловские подростки в возрасте 14–17 лет составляли около 10 % от общего числа работающих. Они трудились на шахтах, заводах, в колхозах, на железной дороге и строительстве. В колхозах число занятых на работах подростах достигало 20 %.

Для юных работников в колхозе был установлен минимум в 50 трудодней в год, чтобы можно было совмещать работу и учёбу в школе. Однако это не всегда получалось.

Количество учеников в школах сокращалось. Перед детьми стоял выбор: работать на заводе и получать паёк или учиться и голодать. К тому же  в школах не было ни бумаги, ни чернил, а в семьях не хватало обуви, чтобы отправить детей на учёбу. Вместо тетрадей ученики писали на белых полях книг или газет, используя смесь варёной свёклы и сажи.

Подростки шли на заводы, заменяя старших родственников и желая помочь фронту. Многие пытались уйти на фронт. Их снимали с поездов, уходящих на Запад, и возвращали домой.

По воспоминаниям, дети взрослели очень рано — вынуждали голод, рабочая обстановка, необходимость помогать армии.

Белово принял и разместил в детских домах и семьях эвакуированных из Ленинграда детей, которым нужно было восстановиться, хорошо питаться. Беловчане как могли помогали им адаптироваться.

Многие ребята сразу включились в жизнь города. Ленинградские школьники учились вместе с беловскими ребятами, и именно они предложили организовать тимуровский отряд, который собирал металлолом, шефствовал над госпиталями. Пионеры-тимуровцы выступали перед ранеными с концертами художественной самодеятельности. С теми, кто мог ходить, выходили из палат в фойе, на прогулку во двор школ, где размещались госпитали. А к тяжелораненым мы приходили сами. По просьбе солдат читали книги, газеты, помогали писать письма родным.