О городе

Органы власти

Коррупции НЕТ!

Пресс-служба Администрации

Проект «Белово в годы войны». Глава 9: «Беловский паровозник»

18.03.2020
Проект «Белово в годы войны». Глава 9: «Беловский паровозник»

В годы войны силы всей страны были направлены на одно — победу над врагом. В Белове создавались «военные» бригады, где трудились по-ударному, становились инициаторами сбора денежных средств на строительство танков и эскадрилий самолетов. Так, из цехов локомотивного и вагонного депо станции Белово ушли в бой бронепоезда «Сибиряк» и «Металлург Кузбасса», построенные нашими железнодорожниками. А труженики паровозного депо подарили 235-му штурмовому полку 264-й авиадивизии штурмовик Ил-2. Самолет, его назвали «Беловский паровозник», участвовал в воздушных боях на Курской дуге, в небе Украины и Польши. А за штурвалом боевой машины сидел наш земляк — Иван Георгиевич Хлебников.

Все началось с того, что рабочие паровозного депо железнодорожного узла Белово Георгий Хлебников и Петр Клигер бросили клич о сборе денег на строительство боевого самолета. Сто тысяч рублей были сданы в фонд обороны. Одновременно они послали письмо Иосифу Сталину — руководителю Советского государства, генералиссимусу и маршалу СССР — с просьбой построить на эти деньги штурмовик и вручить его выпускнику летного училища беловчанину Ивану Георгиевичу Хлебникову — сыну Георгия Ивановича Хлебникова.

Выбор не был случайным. До войны Иван вместе с отцом работал помощником машиниста паровоза, занимался в аэроклубе. Его призвали в ряды Красной армии в 1941 году, но сразу на фронт не отправили: молодого, здорового сибиряка отобрали для учебы в летном училище. По окончании краткого курса летчик Хлебников был направлен защищать воздушное пространство страны в 235-й полк 264-й Киевской штурмовой дивизии.

В апреле 1943 года Ивана вызвали в штаб полка, где он получил приказ: «Собирать экипаж и отправиться в штаб дивизии, чтобы получить документы, а потом лететь в Москву за… подарком от земляков». Иван Хлебников с товарищами прибыл в столицу, получил новенький штурмовик Ил-2, на фюзеляже которого художник написал: «Беловский паровозник».

За годы войны Ивану Георгиевичу не раз приходилось выполнять сложнейшие задания на своем самолете. Закончил войну Иван Хлебников в звании младшего лейтенанта, в армии служил до 1946 года. Их летная часть базировалась на Украине близ села Устинка. Там Иван познакомился с местной девушкой Лидией, женился. В том же году демобилизовался, в Белово приехал с молодой женой, поступил работать на прежнее место — трудился помощником машиниста паровоза. В 1947 году у них родился сын Владимир. Когда ему исполнилось 18 лет, парня призвали в армию, по окончании молодой парень и весь взвод, в котором он служил, полным составом поехали на стройку в город Дальнегорск Приморского края. Иван и Лидия решили не отставать от единственного сына и тоже переехали в Дальнегорск. Там Иван Георгиевич жил до конца своих дней (ушел из жизни в 1982 году).

Современники вспонимают о нем, как о веселом, жизнерадостном человеке. Никогда не раздражался, жил и работал с удовольствием, любил свою семью, дорожил близкими. Ходил на встречи с учениками железнодорожного училища, с глубоким уважением рассказывал о своих товарищах-летчиках, о том, как защищал Родину на боевой машине, построенной на средства работников паровозного депо. Иван гордился тем, что его отец был в числе инициаторов строительство самолета. Говорил, что, садясь в кабину, чувствовал, что его земляки — рядом с ним, на борту «Беловского паровозника», и они вместе, плечом к плечу сражаются за Родину.

По материалам сайта «Ветеран Белово»

На фото Иван Хлебников