Как работал пионерский лагерь «Звёздный»
29.11.2013Этот лагерь принадлежал Бачатскому разрезу. Был старым, но к 60-м годам его отреставрировали. Построили 2-х этажное каменное здание, жили октябрята и новые деревянные палатки для пионеров. Появилась новая столовая с огромным обеденным залом, была своя котельная, которая отапливала корпуса, баню и санкорпус. Одновременно появилась библиотека с приличным книжным фондом и читальным залом, была крытая эстрада, пионерская комната, штаб лагеря, пекарня, так что дети получали всегда свежий хлеб, булочки и другую вкуснятину.
А еще мы упросили директора Бачатского разреза Литвина Ивана Фёдоровича построить нам корпус в виде ракеты. Это было почти двухэтажное здание конусообразной формы, застекленное полистиролом (стекло ведь могли разбить дети). Там занимались пионеры, любители рисования, лепки, декораторы, пионеры, изготавливающие костюмы и вышивающие вещицы. И всей этой армией пионеров руководила художница, окончившая Московский институт живописи им. В.Сурикова Кулетжанина Нина Васильевна - бывшая талантливая ученица школы №4.
- В лагере каждый сезон отдыхали дети от 1200 до 1400 человек. Я работала в пионерском лагере старшей пионервожатой в 1964-1965 годы. Начальником лагеря был Плотников Михаил Васильевич, врачом молодой хирург Владимир Филатов. Было в лагере около 20-30 пионервожатых отрядов, которыми работали студенты вузов, молодые специалисты и учителя. Воспитателей было человек 25. Это были учителя местных школ. Были библиотекарь, методист, баянисты. Путёвка в лагерь стоила 7рублей 50 копеек или была бесплатной.
После полета Ю. Гагарина вся страна увлекалась космосом. Не хотели отставать и мы. На заседании штаба я предложила назвать пионерский лагерь «Звёздным». У нас были свои ракеты. Корпуса, где жили девочки, назывались «Венера», «Луна», «Земля», а где жили мальчики – «Сатурн», «Юпитер», «Марс».
Как проходило время в пионерском лагере? День начинался с сигналов 3-х горнистов, трубивших «Подъём». Лагерь находился в лесном массиве и занимал огромную территорию, горнисты в 8 часов выдвигались с 3-х сторон лагеря. Дети умывались и выстраивались по отрядам, бежали к трибуне. Там начальник лагеря, поздравлял детей с наступившим днём, здоровался, говорил о событиях прошедшего дня, а затем поднимал флаг пионерского лагеря.
Начальник лагеря «Звёздный» на утренней линейке
Потом предоставлялось слово мне. Я, как старшая пионервожатая, рассказывала о том, чем будет сегодня заниматься каждый отряд. По окончании линейки дети шли по корпусам и на зарядку. В 8 часов завтраками октябрята, а после зарядки пионеры. Кормили детей очень хорошо 4 раза в день.
Одновременно я назначала отряды, ответственные за дежурство по столовой, по территории лагеря и у озера. Озеро к тому времени было очищено и построена маленькая купальня. На дежурствах обязательно присутствовали инструктора по плаванию, спорту, туризму и т.д.
Лагерь «Звёздный» на зарядке
Завтрак заканчивался в 9 часов, отряды отрабатывали ещё и свои планы. Кто шёл в лес собирать листочки, семена растений для гербариев, ловить жучков, паучков, бабочек для составления коллекций.
Некоторые отряды готовились предстоящему турпоходу. Каждый отряд в обязательном порядке совершал двухдневный поход, где ребят учили разводить костёр, ориентироваться на местности, ставить палатки и вообще жить вдали от цивилизации. С ними уходили пионервожатый, воспитатель, инструктор и 2 санитара. Готовил отряд санитаров Владимир Филатов, звали его ребята доктор Вова. Он рассказывал, как оказать первую медицинскую помощь, пользованию медикаментами и т.д. Врач ежедневно обходил палаты, проверял здоровье детей. У кого были ушибы, царапины и болячки направлял в изолятор (он примыкал к санчасти и имел отдельный вход), а кто заболевал серьёзно, направлял в городские больницы. У нас была своя санитарная машина, она и увозила ребят.
За сезон у каждого отряда проходили обязательно 4 мероприятия: турпоход, праздник Нептуна, праздник встречи с родителями и День именинника. Все пионеры участвовали в играх «Знамя украли луняне», «Скрипка Паганини» с элементами «Зарница», в которой участвовали все пионеры и учителя физкультуры и инструкторами. Проводились спортивные игры по пионерболу, футболу и волейболу.
У нас был хороший большой стадион. Во время спартакиады по лёгкой атлетике и футболу собирался весь лагерь. Были матчи по шахматам и шашкам. Выпускалась газета «Пионер». Художники и рукодельницы проводили выставки рисунков, шитья и вышивок. Их отбирала отдельная комиссия во главе с Ниной Васильевной Кулемжиной. Пионеры по своим отрядам ещё проводили много праздников с участием баянистов и пионервожатых.
А на общелагерные мероприятия мы ставили пьесы: по рассказам А.П. Чехова, по стихам К. Чуковского «Федорино горе», С. Михалкова «Я хочу домой». И даже поставили оперу «Мойдодыр». Родители были очень довольны. Часто проводили конкурсы чтецов. В одном из сезонов пионерка Яковлева (запамятовала имя) так прекрасно читала поэму Сергея Островского «Мать», что не только получила I место, но и довела до слез родителей и детей. До сих пор удивляюсь, какие у нас талантливые дети.
Работала в лагере радиорубка с громкоговорящей связью. Все срочные события передавались по радио. Часто мы приглашали на встречи с пионерами журналистов, поэтов и др. Например, к нам приехал молодой горнорабочий шахты «Пионерка» Евгений Константинович Таликин. Он читал свои стихи. Особенно пионерам понравилось стихотворение «Знамя» о мальчике, спасшем в бою полковое знамя. Пионерам эта встреча заполнилась надолго.
Знамя (Е.К. Таликин)
Гонцы на фронт тайком бежали,
На верность Родине клялись.
Что школа им недосказала,
В бою подсказывала жизнь.
В огне великого сражения,
Когда померк весь белый свет,
Попало знамя в окруженье
И выхода казалось, нет.
Но жизнь творец - творец любого чуда.
Среди защиты боевой
Вдруг вырос мальчик
Кто? Откуда?
Никто не спрашивал его…
По всему лагерю стояли маленькие столики и скамейки. На них дети изготавливали гербарии, подружки делились своими секретами. Репетировали песни. Не помню, чтобы кто-то из лагеря убегал домой, а напротив, просились второй и третий сезоны. Пионеры были шефами у октябрят, читали им журнал «Костер» и сказки, водили в лес, пели песни.
После сончаса, полдника и ужина медленно наступал вечер. Заканчивались все мероприятия, и снова звучал горн, призывающий к спуску лагерного флага. Начальник лагеря желал всем спокойной ночи, и дети расходились по палатам. Сигнал «Отбоя» звучал в 22.30.
В конце сезона для всех пионеров проводился костёр. Его очень любили дети. Там пели, плясали до 12часов ночи, а утром автобусы развозили детей по домам. Два дня мы готовили лагерь к новому сезону: просушивали постели, стирали бельё, завозили продукты, пересматривали контингент работников. Проверяли, кто, как трудился, и если нужно заменяли вожатых и инструкторов.
Одновременно чистили тропинки, аллеи и входной блок, закупали лекарства, а через два дня приезжали новые пионеры, начинались новые заботы и планы.
Я с радостью работала в пионерском лагере, любила детей, и много приложила творчества и энергии, чтобы летние месяцы в жизни пионеров запомнились на целый год.
Воспоминания В.П. Сухачёвой записал Б.Костюра