О городе

Органы власти

Коррупции НЕТ!

Ветеранский вестник

Страна пионерия в моей жизни

29.10.2013

Послевоенное детство

 

20 июня

детский клуб

кино «Конёк-горбунок»

начало в 6 часов вечера

 

Такие или приблизительно такие объявления вывешивались в самом многолюдном месте деревни Коновалове на входе в магазин.

Сценаристы, режиссёры, продюсеры - мы эти профессии не знали. А вот художники, вырезальщики, киномеханики были Коля Хохлов, Толя Федосеев, Коля Назаренко, Миша Паклин, Володя Ананьев.

Наш клуб - это шалаш, пристроенный к бане. Его построили для игр. В клубе были шашки, шахматы, библиотека. Любовь к шахматам нам привил преподаватель математики А.К. Бобровский. Он же научил изготавливать шахматы своими руками. Собирали деревянные катушки от ниток, разрезали их, в отверстия вставляли фигуры, вырезанные из прутьев.

Я употребил слова «любить шахматы». Точнее было бы сказать - научил переставлять фигуры. Возможно, кто-то и стал хорошим шахматистом, а вот Володя Федосеев, получивший первые навыки игры в шашки в нашем клубе, был неоднократным призёром городских и областных турниров. Библиотека была собрана из книг, находящихся у каждого дома. Как в настоящей библиотеке была опись книг. В журнале записывали выдачу и возврат. Особым спросом пользовалась подшивка «Пионерской правды». С большим нетерпением ожидали каждый номер, так как в них с продолжением печатались повести и рассказы о детях, участниках войны, интересных пионерских делах.

Но вернусь к объявлению. Помню, что идею изготовления и показа кино подал двоюродный брат Володи Ананьева, гостившего в деревне.

Сегодня, в век электроники, когда для ребят нашего возраста мобильник, компьютер, телевизор - обычная техника, они с ней «на ты», могут смеяться над нашим изобретением. А мы действительно не знали, что такое телевизор.

В связи с этим мне припомнился случай. В 1950 году мой отец, наверное, впервые пошёл в отпуск и взял меня с собой в места своего детства.

В Свердловске с детьми его сестры мы пошли в кинотеатр. Был фильм о футболистах, название его не помню.

Приехав в деревню, я рассказал ребятам содержание фильма. А потом поделился, что квартира отца находилась рядом со стадионом, и он из окна смотрел на игру своего сына. И только через два, три года, когда впервые увидел телевизор, смеялся над своим пересказом фильма, ибо отец смотрел не в окно, а телевизор.

Претворить идею своего фильма взялись с большим энтузиазмом. Коротко расскажу, как оно изготавливалось. Кинопроектор - это квадратная коробка 20x20 см, длинной 50 см. С одной стороны устанавливалась свечка, с другой через прорезь на бобинах протягивалась лента. Лента склеивалась в основном из газет или обёрточной бумаги, если удавалось достать её в магазине.

На бумаге Коля Хохлов рисовал по кадрам отдельные эпизоды из сказки, а мы с большой осторожностью вырезали по контуру узенькие полоски, оставляя тонкие перемычки, чтобы фигуры оставались на месте. При зажжённой свече (фонарика, даже самого простого, не было) протягивали ленту и на экране появлялись тени. Пояснение и содержание сказки рассказывал киномеханик. Ребята собирались, наверное, не столько посмотреть «кино», а в основном хотелось собраться вместе, ибо других развлечений для нас не было.

Вход на наше «кино» был платным. Но мы сразу договорились, что собранные деньги пойдут только на книги для библиотеки. А ещё наша касса пополнялась за счёт сбора металлолома, макулатуры, ивовой коры и шкурок сусликов, которые очень хорошо мог выделывать Толя Федосеев.

Мне очень хорошо запомнилось приобретение первой книги. При небольшом их количестве мы остановились на приобретении книги «Герой нашего времени». Мы далеки были от её содержания, но в названии было слово «Герой». Мы все были детьми войны, а это послевоенное время, любимые игры - игра в войну с самодельными автоматами и винтовками, а здесь Герой. Книгу ребята брали, но очень быстро возвращали. Не помню названий, но книги ещё покупались, а позднее мы их передали в школьную библиотеку.

В начале мои родители не возражали, что клуб построен в нашем огороде, молча терпели наши шалости, мягко сказано, но когда стало собираться по 15-20 человек далеко не тихони… К тому же по неосторожности в клубе загорелась трава (земляной пол мы закрывали травой, на которой сидели из-за отсутствия скамеек) нам пришлось покинуть наше любимое место. Да это был уже сентябрь.

На следующий год на пустыре мы построили более просторный клуб. Для остова принесли лес, оставшийся на берегу реки, после сплава, стены загородили плетнём. Наши игры продолжались до осени. И снова нам не повезло. Наш клуб забрал под стайку для коровы бухгалтер сельпо Алюшин. Было очень обидно. Писали письмо в редакцию Пионерской правды. Ответа не было. А возможно, Коля Хохлов, кому поручили отправку письма (отец его работал на почте) его и не отправлял.

Большая часть каникул, конечно же, проходила в играх в футбол, лапту. Как только появились первые проталины на косогоре, нас с трудом загоняли родители домой.

Футбольные мячи изготавливали сами из тряпок и опилок. Играли до тех пор, пока мяч не попадал в лужи. Первый волейбольный мяч, которым играли в футбол, появился уже в шестом классе, правда, его приходилось очень часто зашивать.

Зимой - самодельные лыжи, на всю деревню две-три пары коньков «Снегурочки» и «Ласточки». В хоккей играли самодельными клюшками, чаще всего на дорогах, вместо шайбы - замёрзшие катыши от лошадей. А ещё строили снежные крепости. В только что замёрзшую реку вмораживали столб и делали карусель.

Рядом с деревней за рекой высокая гора. В колхозе взяли бесхозные конские сани, затаскивали их на гору и с громаднейшим удовольствием, С большой скоростью скатывались с горы.

В школе иногда проводились соревнования по лыжным гонкам. В основном на уроках физкультуры. Преподаватель Н. Старостенко чаще читал нам книгу «В лесах Смоленщины». Но одно соревнование помню. Приз победителю - три школьных тетради в клеточку. Это запомнил хорошо, потому что это был я. Не был лучшим лыжником, но мне столяр, крестный отец, изготовил лыжи, которые существенно отличались от лыж, изготовленных из досок у остальных.

Самый любимый праздник для детворы весной - Пасха. В школе учителя вспоминали, что мы пионеры и негоже нам отмечать религиозные праздники.

Но разве можно было не радоваться этому дню, если мама шила обязательно новую рубашку, красила яйца, и было много настряпанного.

Деревня Коновалово расположена в излучине реки Иня и представляла собой треугольник со своими названиями - Ершовка, Лужайка, Заимка. К Пасхе, как правило, в каждом крае строились качели. Причём соревнование шло по высоте качелей. И что удивительно, качели строили мы - подростки. Рубили берёзы, благо лес был близко, за речкой, как мураши, облепив берёзу несли её в деревню. И так семь раз. Вязали козлы, а взрослые помогали поднять перекладину. Днём качались мы, а вечером, где качель была самой высокой, собирались взрослые ребята и девчата. Далеко за полночь звучали переборы гармошки, раздольные песни и частушки.

Запомнилось и Рождество, не рубашкой и калачами, а нашими, мягко сказать, шалостями. По вечерам снимали ворота, несли их на речку и заливали их водой. Из чайника замораживали двери домов, поливая их водой в щели. Мучаясь по утрам, чтобы выйти из дома, вырубая ото льда свои ворота, жители жаловались в школу. Директор школы Василий Григорьевич, вновь вспоминая, что мы пионеры, стыдил и отчитывал за то, что мы вели себя безобразно. И мы действительно осознавали, что вели себя безобразно, а сегодня я бы сказал «трусливо», т.к. безобразничали там, где не могли получить отпор.

В деревне электричества не было. Освещение в классе - одна керосиновая лампа, поэтому всегда в классе был полумрак. На каком-то уровне было принято решение о подаче электричества в школу по временной схеме.

Нас, учащихся 5-7 классов попросили наносить снег в места, указанные разметкой, энергетики ставили столбы, засыпали их заготовленным нами снегом и мы из привезённых бочек подносили воду. Линия из 30-40 столбов была построена в школе, всю зиму было электричество.

Из других полезных работ запомнилось строительство коровника. Летом к нам обратился председатель колхоза, если не изменяет память, Дурандин и попросил со дна реки и скалистого берега заготовить камни и сложить их на берегу. Этой работой мы занимались очень долго, с удовольствием, тем более, что весь день проводили на речке. Коровник долго стоял на окраине села, сложенный частично из кирпича, а в основном из речного камня.

Река Иня, согры, лес, поляны остались в памяти на всю жизнь. Их дары были хорошим пополнением скудного питания. Что может быть вкуснее жареных на костре пескарей с яйцом. Снасти тоже готовили сами или из ниток, или из волоса от конских хвостов. Смородина, черёмуха, боярка, шиповник, клубника - собирали, сушили, и ягоды хватало на целый год. Достаточно много собирали грибов. Колба, полевой лук, щавель - все это родители готовили к столу. Каждый из нас знал по муравьиным кочкам - будет или нет дождь, по деревьям, где север, где юг, а ещё знали названия всех птиц, населяющих лес, поля, болота.

А у Толи Федосеева была коллекция яиц почти всех птиц, поэтому мы знали, у каждой птицы какого размера и цвета яйцо.

Ах, какие короткие каникулы, короткое лето. Вместо пионерских лагерей, экскурсий, туристических походов - работа в огороде, прополка, полив, окучивание картофеля. После окончания пятого класса возил копна, после шестого работал на конских граблях.

Кто-то прочитает написанное и скажет, какие они были правильные, тихие, мамочкиными сыночками или больными. Нет. Это далеко не так. Были ссоры, драки. Иногда начиналось с безобидных игр. В начале, игра в снежки, потом в ход шли более плотный снег, мёрзлые «лепёшки», а затем и с кулаками «стенка на стенку». На следующий день, часто с синяками, встречались в школе без всяких обид, снова был дружный класс до следующей игры в снежки. А вот изменникам мы не прощали, объявляли бойкот. Таким был Толя Федосеев. Он, как тогда говорили, «ходил» к девочке, которая жила на заимке, поэтому боясь ходить туда, он всегда был на стороне лужайских противников. По вечерам мы ждали его возвращения домой, но после десяти часов вечера, как правило, по деревне раздавались голоса родителей: «Коля, домой!», «Миша, домой!» и Толя спокойно тоже шёл домой.

В третий класс я пошёл в 77 школу в городе Белово. Перед праздником 7 ноября, Раиса Григорьевна объявила, что завтра будет сбор пионерской дружины и зачитала список, кого будут принимать в пионеры. В списке оказался и я. Дома выучил торжественное обещание, родители купили галстук, а вот белую рубашку одолжил у друга Валеры Андреева.

На следующий день, после уроков, нас пригласили в оборудованный под зал коридор. Зал был оформлен. Портрет Ленина, цветные портреты героев пионеров. А самое главное, что запомнилось навсегда - пионерский костёр (дрова, красная ткань, подсветка, вентилятор). Под горн и барабан внесли пионерское знамя. Каждый наизусть произнёс торжественное обещание, пионервожатый повязал галстук. На призыв я ответил «Всегда готов!» и поднял руку в салюте.

Как правило, возвращаясь домой, всегда валяли друг друга в снегу, кидались снежками, а в этот день шёл не спеша, с расстёгнутым пальто, чтобы все встречные видели мой галстук. Дома поздравили и родители. Хорошо помню поздравление отца: «Ты стал пионером, будь всегда честен». Я может быть не запомнил бы эти слова, но они ещё не раз упоминались в редких письмах, которые я получал во время учёбы. В школе ещё было несколько сборов, но они не оставили следа в памяти.

Галстук хранил долго. Четвертую четверть третьего класса я уже заканчивал в Коноваловской семилетней школе. Галстук нас заставляли надевать в день рождения и памяти В.И. Ленина.

И ещё. Хорошо запомнилось мне вступление в комсомол. Отличником я не был, но учился без троек. Однажды, уже в шестом классе, зашёл секретарь комсомольской организации Анатолий Захаркин и предложил нескольким ребятам, в том числе и мне, «записаться». Я не оговорился, именно записаться в комсомол. Устава в школе не оказалось, поэтому с ним нас не знакомили. Я даже не помню, кто заполнял анкету и кто рекомендовал.

На собрании приняли в комсомол без вопросов.

Однажды я не пошёл в школу, т.к. родители отдали подшивать валенки.

Именно в этот день ребята уехали в город на бюро райкома комсомола. Ребят приняли в комсомол, вернулись с комсомольскими билетами.

 Прошло несколько дней. На последнем уроке учитель сказал: «Паклин, зайди к директору». Начал усиленно вспоминать, за какие проделки приглашает директор. На всякий случай сумку отдал ребятам. Было правило, пришёл домой без сумки, значит что-то натворил, родителям надо идти в школу. Василия Григорьевича мы уважали и побаивались. Он никогда не кричал на нас, говорил всегда спокойно, но его черные пронзительные глаза, кажется просвечивали нас насквозь, заставляя нас дрожать от страха.

Зайдя в учительскую, Василий Григорьевич сказал: «Сегодня в школу заезжал конюх райкома комсомола, оставил твой комсомольский билет и просил вручить его тебе». Так в нарушении устава, двенадцатилетним я стал комсомольцем.

И, конечно же, никогда я не думал, что с комсомольским билетом я буду до 30 лет, будучи уже членом КПСС.

 

Комсомол и пионерия

Поступив в августе 1958 года на работу в отдел Главного механика Цинкового завода, наверное, по традиции, нового комсомольца избрали секретарём комсомольской организации механического цеха.

Комсомольская организация Цинкового завода по оценкам горкома комсомола была одной из лучших в городе. Возглавлял её Николай Ямщиков, но, к сожалению, он рано ушёл из жизни.

Встал вопрос об избрании секретаря комитета комсомола. Партком среди многих кандидатур остановился на мне. Все мои сопротивления, отговорки, что я совсем мало работаю на заводе, плохо знаю молодёжь, да и надо поступать заочно в институт секретаря парткома Любченко В.В. не убедили. Единственно, что мне удалось, получить согласие на совмещение работы секретаря комитета комсомола и работу в отделе главного механика.

Но уже через полгода я почувствовал, что такое совместительство невозможно. Главный механик Чуев И.Р. не мог строго спрашивать с меня за несвоевременное исполнение заданий, потому что совмещение согласованно с парткомом, но я чувствовал укор во взгляде. Об этом незначительном событии я вспомнил не случайно. Моя занятость помогла создать дружный понимающий коллектив как среди секретарей первичных организаций, так и среди членов комитета комсомола. Мне не пришлось тащить всё на своих плечах, как это было часто в других организациях. Члены комитета по своим направлениям успевали всё делать сами. Организация субботников (особенно в строительстве сернокислотного цеха) - Петров Рудольф, работа комсомольско-молодежных бригад - Тухтин Анатолий, подготовка и проведение спартакиад - Шамаев Володя, выпуск заводской стенной газеты - Володя Александров, работа в подшефной школе Юрий Репин.

Пусть простит меня читатель, что я так долго шёл к теме комсомола и пионерии.

В городе каждое учреждение имело свою подшефную школу. У цинкового завода - школа №1 и позднее школа №28. При большой занятости, большой семье Юрий Репин находил всегда время лично побывать в школе. Я думаю, многим учащимся запомнились проводимые им походы, песни у костра, рыбалки, игры, экскурсии на предприятия.

Некрасивый опыт работы для трудных ребят (была такая школа) был и у меня. Однажды пожилая учительница пожаловалась на трудность проведения уроков. Отдельные ребята, не желая заниматься, срывали уроки своим безобразным поведением. Пришёл на урок. Безобразие увидел своими глазами. Какое же надо иметь терпение учителю. Мне этого терпения не хватило. Одного из ребят, особо отличившегося, грубо вытащил из класса. Вгорячах, я даже его ударил. Возможно, из-за неумения работать с детьми, или из-за своей несдержанности, неумения найти общий язык или из-за страха, но я привёл его домой.

Дома в спокойной обстановке беседа длилась очень долго. Беседу поддержала, а точнее направляла, моя жена Сюткина Лидия Афанасьевна - педагог, которая в городе очень много делала по организации внешкольной воспитательной работы.

В класс я больше не приходил, было очень стыдно.

А вот что примечательно. Прошло много лет, я был уже председателем горисполкома. Подходит ко мне представительный мужчина и говорит: «Михаил Александрович, а вы не узнаете меня? Я..., которому Вы дали по шее». Я не называю его фамилии, он стал уважаемым в городе человеком, депутатом городского совета. В школе работали не только вожатые производственники, но спортсмены вели секции. Так А. Зотов вёл секцию шахматистов, Волошин лёгкую атлетику, а я секцию по пулевой стрельбе. Время работы на заводе совпало с соревнованием бригад за звание коммунистических. В условия соревнования комитет комсомола внёс пункт «участие бригады в работе подшефного класса». Оценку при подведении итогов соревнования давал классный руководитель. Вот с таким багажом меня избрали в горком комсомола вторым, а затем первым секретарём.

 Заведующей школьным отделом горкома комсомола была Клава Гришина, человек неординарный, полностью отдавала себя работе. Да по-другому, наверное, нельзя было работать. Обком комсомола постоянно требовал от нас наряду с учебной работой разнообразить формы и содержание внеклассной работы. Охватывать все возможные виды деятельности школьника, удовлетворять множество его интересов и потребностей.

Работники обкома комсомола Валентина Потапова, Тамара Буянова, Наталья Канторович в отличие от других отделов были в городе очень часто иногда с проверками, чаще с действенной помощью.

Насколько хватало сил у Клавы со своим активом вожатых, председателей советов дружин, секретарей комсомольских организаций - в городе успешно проводились все мероприятия. Трудовые вахты, традиционные пионерские и комсомольские праздники, митинги, туристические походы и слёты, смотр художественной самодеятельности. Мероприятия проходили масштабно, красочно, ярко. Но беда наша была одна. Большинство учащихся были не участниками, а зрителями, ожидающими ярких мероприятий. Вот за это нас неоднократно критиковали в горкоме партии. Но вместе с критикой была и помощь. Дом пионеров в городе находился в полуразвалившейся избушке на подпорках, стоящей на задворках завода Кузбассрадио. Школьники получили новое здание - первый этаж жилого дома по улице Советской. Сотни школьников получили возможность проявить себя, участвуя в кружках и секциях.

Произошли изменения и в горкоме комсомола. Заведующая школьным отделом была утверждена Ильяшенко Маргарита Степановна - преподаватель школы №25. Утверждение Ильяшенко не было случайным. Объявленное газетой «Пионерская правда» соревнование на лучший пионерский отряд стало главным в содержании внеклассной работы. Свой отряд они назвали «Ветерок». И поплыл «Ветерок» по карте интересных дел, вовлекая в мероприятия каждого учащегося. «Ветерок» в соревновании «Чей отряд лучше» стал победителем. Детей наградили путёвками в Артек. А это была высшая награда ЦК ВЛКСМ.

Вот с таким богатым опытом, приобретёнными навыками, умением находить нестандартные решения, инициативной, умеющей сплотить вокруг себя людей неравнодушных - пришла Рита в горком комсомола.

Апробированные формы работы в одном классе Ильяшенко перенесла во все школы города, находя все новых и новых помощников. Её кабинет - это как улей. В нем всегда было много вожатых, организаторов внеклассной работы, учителей начальных классов, секретарей комсомольских организаций. Этот актив и вырабатывал тактику выполнения задач, поставленных ЦК ВЛКСМ по включению всех дружин во всесоюзный марш пионерских отрядов. Этот актив постоянно увязывал отдельные направления марша в единое целое через выполнение отдельных элементов. Так прежде чем дружина допускалась к игре «Зарница», ученики должны были сдать нормативы комплекса ГТО. Или прежде чем идти в туристический поход, участники должны были уметь поставить палатку, разжечь костёр с одной спички, на скорость вскипятить чай, знать полезные травы, уметь преодолеть различные препятствия. Наряду с традиционными мероприятиями у Беловской пионерии родились и свои инициативы. Так одна из них - создание отрядов «юных дзержинцев». Идея нашла широкую поддержку и распространение. Отдельные подразделения были объединены в полк, создан штаб, разработана и пошита форма. Наши ветераны, комсомольцы 20-х годов Петрова Варвара Николаевна и Костенко Иван Иванович написали марш «Юных Дзержинцев».

Задача «Юных Дзержинцев» посещение трудных ребят, бесед с ними, приглашение к ним педагогических работников и работников детской комнаты милиции. Опыт создания отрядов «Юных Дзержинцев» был одобрен на бюро обкома комсомола и был широко распространён, как в области, так и за её пределами.

В летние каникулы работа школьного отдела не прекращалась. Пионерские загородные и городские лагеря также требовали своего внимания. Школьный отдел рекомендовал предприятиям, имеющим лагеря, кадры вожатых, воспитателей. До открытия лагеря, как правило, проводилась учёба. Все лагеря были ведомственные. Путёвку выдавали профкомы. Профсоюзные работники знали проблемных детей, и чтобы что-то не случилось в лагере, таким детям отказывали в выдаче путёвок. А по статистике в городе почти каждое пятое преступление совершалось подростками.

После создания отрядов «Юных Дзержинцев» родилась идея создания загородных лагерей, и собрать там трудных подростков. Идею поддержали не сразу. Боялись, что собравшись вместе, подростки учинят такое, что и не снилось. Мы смогли убедить сомневающихся. Но лагерь нужно было построить. И многие предприятия пошли нам навстречу. Разрез «Колмогоровский» передал свою недостроенную туристическую базу, шахта «Чертинская» выделила лес, построила помосты для палаток, навес для столовой и кухни. Геолого-разведочная партия выделила палатки, отдел здравоохранения постельные принадлежности, военкомат - учебные автоматы. Питание со своими поварами обеспечил «Инской торг». Грузовой автомобиль с водителями выделила автошкола. Детей собрала инспектор детской комнаты милиции Балкина Мария Петровна. Кадры за горкомом комсомола.

Пошли по пути подбора проверенных ребят, а это в основном вожатые-производственники: Толстов Николай с шахты «Чертинская», Куксенко Михаил с «Краснобродского» разреза, Яцков Александр с завода «Кузбассрадио». Они и стали командирами взводов. Начальник лагеря Юрий Яровой, майор запаса. Из горотдела прибыл Смольник Павел. Ребят разделили по взводам, представили командиров. Из числа ребят назначили помощников командиров взводов. Дисциплина была военная, отпуска запрещены, родительский день через 2 недели. Так началась юная армейская жизнь в лагере «Дзержинец». Из мероприятий - строевая подготовка, спортивные соревнования, стрельба из пневматического оружия, обязательные наряды по охране территории, ее уборка, работа на кухне, набор спортивных игр. Приз лучшему взводу - двухдневное плавание на «Яле» по Беловскому водохранилищу.

Буквально через короткое время отряды в форме, строем, с песней шли в посёлке Инском в дом культуры или на экскурсию на Беловскую ГРЭС на зависть встречающимся подросткам.

От всей работы нужен результат. И он был. По докладу начальника горотдела милиции А.И. Каверзина детская преступность за это время снилась с 20 до 10% в общей преступности. По рекомендации обкома комсомола с работой лагеря знакомились горкомы из других городов и лагеря открывались там. Лагерь работал несколько лет.

И ещё одно утраченное начинание в работе со школьниками. По инициативе ЦК ВЛКСМ были созданы клубы «Золотая шайба» и «Кожаный мяч». Инициатором создания в городе этих клубов был инструктор горкома комсомола Требунский Виктор. В штаб вошли секретари комсомольских организаций, инструктора по спорту предприятий, спортсмены. Полями сражений хоккеистов стали стадионы, дворовые коробки, построенные ЖЭКами за счет двухпроцентных отчислений от квартплаты, и даже пройма реки Бачаты. Многое делали сами ребята под руководством энтузиастов Сырченко Г.Ф., Фише Э.А., Шамаева B.П., Алферова А., Вишнякова И.Ф. и многих-многих других, а результат - свыше 150 команд в городе.

Очень жаль, что массовые клубы «Кожаный мяч» и «Золотая шайба» прекратили своё существование, и хотя сегодня в спортивных клубах есть детские и юношеские команды, работают школы олимпийского резерва, тренируют их высококлассные тренера, добиваясь высококлассных результатов, но основная масса детей предоставлена сама себе. И может быть это причина, что с каждым годом увеличивается число призывников, не готовых к службе в армии.

И ещё одно направление в работе горкома комсомола - это подготовка к 20-летию Победы. Военно-патриотическое воспитание получило новый толчок «Никто не забыт! Ничто не забыто!». Под этим лозунгом проводились в школах многие мероприятия, создавались школьные музеи, уголки воинской славы, проводились встречи ветеранов со школьниками. Лучший школьный музей воинской славы был создан под руководством ветерана войны Виктора Сергеевича Овчинникова в школе №11. Впоследствии музею было присвоено его имя. Герой Советского Союза Макаров М.А., кавалер Орденов Славы трёх степеней Г.И. Кузнецов, другие участники войны побывали практически во всех школах. На этих встречах родилась идея провести большой поход Боевой Славы. Сотни школьников строем прошли по городу, затем сели в открытые автомобили и доехали до села Старопестерёво. На высоком холме была могила партизан, расстрелянных колчаковцами. На могиле партизан были вручены пионерам комсомольские билеты, проведён митинг, на котором было решено соорудить памятник героям-беловчанам. За счёт субботников по сбору металлолома, макулатуры были заработаны привлечённые средства, которые пошли на проектирование памятника.

Эскизы были согласованы в горкоме партии, горисполкоме и строительство было поделено по частям между предприятиями. Фундамент - Ленинское управление механизации - Стрижиков Н.В., стела – строительное управление Беловской ГРЭС - Томилов Г.В., постамент - Ленинское строительное управление - Честнейшин А.Я.

Открытие памятника при большом количестве пионеров, комсомольцев, трудящихся предприятий прошло 6 ноября 1966 года. Можно было бы ещё очень много и подробно описывать факельные шествия, празднование с выездами за город Дней рождения пионерии, парады Правофланговых, военные игры, армии которых возглавляли военный комиссар военкомата Н.В. Огурцов с одной стороны и начальник КГБ Ф.Г. Ляпин с другой.

Можно было бы вспомнить ещё десятки мероприятий горкома комсомола, проведение которых не могло проходить без широкого привлечения комсомольского актива. Заслуживают слова огромной благодарности Юрий Гилёв - секретарь комсомольской организации завода «Кузбассрадио» и его актив Вера Евдокимова, Тамара Чилюкова, Нина Тамбовцева; с цинкового завода Юрий Репин, Владимир Шамаев, Николай Митрофанов; с шахты «Чертинской» Тамара Волкович, Николай Толстов; фабрика «Луч» Нина Бочар; СГПТУ №5 Геннадий Макосов, Юрий Богатов с пассажирского автопредприятия. Заслуга этого коллектива - Красное знамя обкома комсомола, вручённое на вечное хранение, как победителю в соревновании, посвящённом 23-ему съезду КПСС, среди городов первой группы. При подведении итогов обком комсомола учитывал многие показатели, в том числе, и работу пионерских организаций. Такой след остался в памяти по работе с пионерскими организациями. Не думал, что уходя с комсомольской работы, когда-то вновь придётся в какой-то степени оказывать влияние на работу пионерской организации города.

 

С пионерией навсегда (или горисполком и пионерия)

Прошло много лет. Меня избрали председателем горисполкома. Руководство городским отделом народного образования обязано было знать не только учебный процесс, но и внеклассную работу. В это время школьники получили новое четырёхэтажное здание в центре города - Дом пионеров. То была огромная радость пионеров и школьников, которая вылилась на митинге, посвящённом сдаче Дома пионеров. В новых, современных условиях начали работать кружки и секции, как всегда, главное - кадры. И в этом была наша гордость. Здесь работали знающие своё дело, умеющие работать с детьми Колабаева А.А., Медведева Г.И, Колмакова В.А., Цибульник Н.И., Буркова Л.А., Левшин В.П., Семёнов Н.М. - эти и другие работники делали великое дело, прививали у ребят навыки труда, умение, терпение в достижение цели.

Можно привести один пример. Николай Михайлович Семёнов руководитель спортивного радио-кружка «Охота на лис». Знаю Николая Михайловича, ещё, когда я работал на заводе «Кузбассрадио» и мы передали здание бывшего детского сада под Дом технического творчества. Здание не пустовало, часто кружковцы занимались до поздней ночи. Кропотливая работа, любовь к своему делу и детям дали свои результаты. Появились первые чемпионы области, чемпионы России, чемпионы Европы и мира. Работа кружков и секций, достижения кружковцев - это можно встретить в каждом Доме пионеров во всех городах. А вот росписи художниками Палеха - единственное. Составляя программу пребывания в городе гостей горком партии, горисполком обязательно включали посещение Дома пионеров. Как правило, гостей сопровождали первый секретарь горкома КПСС Филимонов Л.З., Щетинина Н.Г, я или Добробабина А.П. Позднее посещение Дома пионеров уже предусматривалось в программе области. «Фотография века» назвал Л.З. Филимонов снимок с композитором Шаинским в центре в окружении красногалстучников, как в клумбе. Или беседа с нашим земляком, космонавтом А.А. Леоновым. Своими вопросами кружковцы долго не отпускали Алексея Архиповича и он поведал ребятам даже о тех трудностях, которые ещё не были известны широкому кругу лиц, имея ввиду сложности возвращения после первого выхода в космос.

Я думаю, что эта встреча и многие другие останутся навсегда в памяти. Будут проходить годы, а мы всегда будем говорить: «Лично встречался с Леоновым».

От посещения гостей мы старались извлечь и пользу. В город приехала заместитель министра просвещения Балясная Любовь Кузьминична ранее работавшая секретарём ЦК ВЛКСМ. Работе Дома пионеров, руководителям она дала высокую оценку. Этим и воспользовалась А.П. Добробабина: «Коль нравится работа, коллектив заслуживает высокой оценки, можно Дому пионеров поднять статус и назвать Дворцом пионеров и школьников?». Балясная дала согласие. Вскоре такое решение получили, а это новые ставки, повышенная зарплата. Так Белово стал единственным городом в области, где по статусу Дворец был не положен.

У министра бытового обслуживания Дуденкова Ивана Григорьевича выпросили швейное оборудование, у министра финансов финансирование работ в спортзале, угольные генералы отправляли уголь в Палех.

Нередко с заведующей гороно Ниной Ивановной Логуновой обсуждали вопросы пионерской и комсомольской работы. Основным разговором было выполнение отдельных направлений всесоюзного марша пионерских отрядов. Направления работы, определённых маршем, были действительно интересны, но требовали знаний и у организаторов внеклассной работы и у пионервожатых, с которыми не раз проводилась учёба, семинары, обмен опытом работы.

И ещё одна традиция. 19 мая в День рождения пионерской организации пионеры шли на предприятия и повязывали красные галстуки руководителям предприятий, секретарям партийных, комсомольских организаций. В галстуках были обязаны работать все работники горкома партии и горисполкома.

Вот так на протяжении многих лет моя работа была, так или иначе, с пионерией. Очень жаль, что сегодня нет ни пионерской, ни комсомольской организаций. Часто задаю себе вопрос. Почему эти организации были распущены? Кому они помешали? Не нравилось дерьмократам слово «ленинский», убрали бы его из названия, оставив организационную структуру. Зачем нам «скауты», «волонтёры» - слова, нуждающиеся в переводе, а не исчезнувшие «пионер», «тимуровец». Нет, это не старческое брюзжание, не ностальгия о своей молодости, а просто обидно, что любить Родину сегодня не модно. Как бальзам на душу редкие сообщения в СМИ, что где-то создана ещё одна пионерская организация. С телеканалов не сходят кадры убийств, насилия, грабежи, разбои в самое рейтинговое время. А вот фильм «Сильные духом» 16 ноября показывают в час ночи. Для кого? Бывая в школах можно услышать «Александра Матросова не было», «Зоя Космодемьянская сжигала колхозное добро», «В Войне победила Америка». Объясняю, что лично, когда учился в Уфе, встречался с учителями, которые учили Матросова, в Петрищеве был на экскурсии, встречался с жителями, которые ещё помнили подвиг Зои. Такие встречи сейчас очень нужны. Сегодняшние школьники родились, и живут уже в другой стране и кому-то очень хочется все перевернуть с ног на голову. И если этими беседами, встречами не убедим подростков, то хотя бы заставим школьников сомневаться во вбитых в их голову ошибочных убеждениях.

Уважение к прошлому, отпор разрушителям нравственных устоев, вера в победу разума помогут нам сохранить молодёжь, воспитать в ней благородные черты, подлинных патриотов, которые своим талантом и трудолюбием возродят величие России.

М.А. Паклин