Прием граждан 2-29-04

О городе

Органы власти

Коррупции НЕТ!

Городской информационный центр

Городской информационный центр

Основные причины подросткового суицида

03.04.2019

Основная причина суицида у подростков – длительная конфликтная ситуация в семье. Примерно у половины молодых людей, совершивших попытки самоубийства, один из родителей либо умер, либо покинул семью. Хуже обстоят дела в тех случаях, когда один или оба родителя ведут антисоциальный образ жизни, либо отец часто отсутствует или играет пассивную роль при властной и деспотичной матери. В таких семьях царит напряженная атмосфера, борьба "отцов и детей" обострена. Подросток не находит иных способов решения своих проблем и останавливается на суицидальном. В то же время один из сильных факторов, удерживающих молодых в жизни – именно отношения с родителями, но построенные на основе доверия, в которых ведется диалог, а мать и отец относятся к своему ребенку как к партнеру. В таких случаях, как правило, формируются внутренние защитные механизмы, предохраняющие подростка от мыслей о самоубийстве.

"Школьные" причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями и администрацией образовательного учреждения. К сожалению, нередко именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (поскольку следствием негативной оценки педагога часто бывает отрицательная оценка родителей), в самоуважении (низкая успеваемость обычно ассоциируется с недостаточным уровнем развития способностей и интеллекта), в общении (в юном возрасте мнение учителя в значительной степени определяет мнение коллектива, а низкие отметки не способствуют улучшению положения ученика в системе межличностных отношений в классе).

Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) – весьма значимый фактор суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно как компенсация плохих отношений со своими родителями из-за постоянных конфликтов или отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение чувства собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Одна из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер – неадекватное отношение к смерти, и корни его кроются еще в раннем детстве. Так, экспериментальное исследование понимания смерти детьми, проведенное французскими психологами, показало, что смерть для ребенка носит конкретное представление: в рисунках детей она предстает в образе колдуньи, старухи, злой и всемогущественной феи. Опросы детей-суицидентов показывают, что чаще всего они относятся к смерти как к длительному отсутствию или долгой болезни. В их сознании смерть имеет обратимый характер – "когда-нибудь она закончится, и я обязательно вернусь". Наивная детская вера в бессмертие, как это ни парадоксально, может послужить стимулом к посягательству на собственную жизнь.

Особенность детского понимания смерти заключается и в двойственном восприятии смерти и бытия. У ребенка происходит как бы раздвоение личности: с одной стороны, он видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой – предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою "временную" гибель, ограниченный во времени уход из жизни ребенок воспринимает как средство воздействия на значимых близких (родителей, бабушку, сестру и др.): "они поймут, как мне было плохо, как они жестоко со мной обращались, а потом я вернусь, и наступит замечательная жизнь".

Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, а общая некомпетентность ребенка и отсутствие жизненного опыта приводят к драматическому уходу из жизни. Тем не менее, иногда безобидные, с точки зрения взрослого, способы суицида свидетельствуют об искреннем желании покончить с собой. Например, подросток выпил флакон клея – это была истинная попытка, а не демонстративно-шантажное поведение. Особенно тяжелы последствия, когда подросток, собираясь совершить показательный суицид, выбирает по причине своей некомпетентности медикаментозные средства, похожие на витамины.

Средний подростковый возраст характеризуется наличием "философичной интоксикации": подросток постоянно рассуждает о смысле жизни и смерти, высказывает мысли, свидетельствующие о пассивном согласии умереть.

К концу подросткового периода у ребенка, как правило, формируется адекватное представление о смерти, и вопрос о необходимости суицида решается так же, как и у взрослых людей.

Существует такое понятие, как "сезонность" суицидальных проявлений. Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в некоторой мере гармонируют с душевной подавленностью, а между мрачными переживаниями "Я" и яркими днями весны возникает сильный контраст. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Элиот, "апрель – самый жестокий месяц". Суициды в этот период случаются чаще примерно на 120%, чем в среднем в году. Чтобы предупредить суицид, взрослым следует следить за изменениями в поведении подростков, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях.