Прием граждан 2-29-04

О городе

Органы власти

Коррупции НЕТ!

Городской информационный центр

Городской информационный центр

Преодоление сложных периодов в бизнесе

05.12.2018

В реальных хозяйственных ситуациях, в условиях действия разнообразных факторов риска могут использоваться различные способы снижения финального уровня риска, воздействующие на те или иные стороны предпринимательской деятельности. Многообразие применяемых на практике предпринимательскими фирмами методов управления риском можно разделить на четыре типа: методы уклонения от риска; методы локализации риска; методы диссипации риска; методы компенсации риска.

Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике. Этими методами пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка, не рискуя. Уклонение от рисков направленно на отказ от определенных ожиданий, рискованных процессов и перекладывание риска на других лиц. В этой группе мероприятий находятся методы передачи риска. Различают передачу рисков путем заключения договора страхования и путем общих и специальных условий контрагентов (например, путем перекладывания ответственности). Взаимозависимость экономической системы позволяет привлечь других контрагентов в процесс управления риском, в частности – передавать риск еще до наступления события.

Предприниматели, придерживающиеся тактики «уклонения от риска», отказываются от инновационных и иных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения. Так, банки, придерживающиеся «безрисковых стратегий», выдают кредиты только под конкретное обеспечение, т. е. под залог недвижимости или товара и т. п.

Другая возможность уклонения состоит в попытке перенести риск на какое-нибудь третье лицо. С этой целью прибегают к страхованию своих действий или поиску «гарантов», полностью перекладывая на них свой риск.

В более широком плане предприятие может даже выступить с инициативой создания региональной системы страхования финансово-хозяйственных сделок и соответствующей системы перестрахования.

Вместе с тем, стоит отметить, что такие популярные механизмы уклонения от риска как страхование неприменимы во многих ситуациях, с которыми сталкиваются производственные предприятия. Это, прежде всего,, характерно для предприятий, осваивающих новые виды продукции или новые технологии, так как для таких случаев страховые компании еще не располагают статистическими данными, необходимыми для проведения актуарных расчетов, и потому не страхуют эти виды рисков. Поэтому выбор действий для снижения риска следует начинать с выяснения, является ли данный фактор риска предметом страхования или нет. При нестрахуемом риске следует обратиться к рассмотрению других методов нейтрализации риска.

Метод «поиска гаранта» используется как мелкими, так и крупными предприятиями. Только функции гаранта для них выполняют разные субъекты. Первые просятся под крыло к крупным компаниям, вторые – к органам государственного управления. При этом, однако, возникает вопрос, чем можно оплатить приобретаемую защищенность от рискованных ситуаций. Общего ответа, по-видимому, нет, но принцип равной взаимной полезности должен быть соблюден. Желаемого гаранта можно заинтересовать уникальными услугами, политической поддержкой, безотказной благотворительностью и т. п. – резервы фантазии неисчерпаемы. Но важно сопоставить плату и приобретаемые выгоды. А это требует структуризации и конкретного анализа ситуации, разработки, оценки и сопоставления вариантов обретения надежности для функционирования предприятия.

Методы локализации риска использует в тех сравнительно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия. Подобные риски применяют многие крупные производственные компании, например, при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения. Как правило, это такие виды продукции, для освоения которых требуются интенсивные НИОКР либо использование новейших научных достижений, еще не апробированных промышленностью. Для реализации таких высокорискованных проектов создают дочерние, так называемые венчурные (рискованные) предприятия. Наиболее рискованная часть проекта локализуется в пределах вновь созданной сравнительно небольшой автономной фирмы, в то же время сохраняются условия для эффективного подключения научного и технического потенциалов «материнской» компании.

Методы диссипации риска представляют собой более гибкие инструменты управления. Предприятие имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица. Для этого могут создавать акционерные общества, финансово-промышленные группы. Предприятия могут приобретать или обмениваться акциями друг друга, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны. Интеграция может быть либо вертикальной (или диагональной) - объединение нескольких предприятий одного подчинения или одной отрасли для проведения сбалансированной ценовой политики для совместных действий против пиратства, либо в горизонтальной последовательности технологических переделов операций снабжения и сбыта.

Страхование – это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения степени риска используется имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы:

  • страхование риска подрядного строительства;
  • страхование оборудования;
  • страхование грузов и др.

Страхование от несчастных случаев включает:

  • страхование общей гражданской ответственности;
  • страхование профессиональной ответственности.

Широко используется и такой вид страхования, как хеджирование – страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.

По целям и технике проведения операции хеджирования делятся на хеджирование продажей, то есть заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования цены при продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, то есть заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем периоде необходимого товара.

Лимитирование предполагает установление лимита, то есть определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т. п.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.

Методы компенсации риска заключаются в том, что в некоторых случаях бывает возможным распределение общего риска по времени или по этапам реализации некоторого долгосрочного проекта или стратегического решения. К этой группе методов управления риском относятся различные варианты диверсификации:

  • диверсификация деятельности, понимаемая как увеличение числа используемых технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, на предприятия различных регионов;
  • диверсификация рынка сбыта;
  • диверсификация закупок, сырья, материалов предполагает взаимодействие со многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от его окружения.

Диверсификация – это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Предприятия, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыли за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.

Естественно, такие методы смягчения последствий риска усложняют работу отделов материально-технического снабжения и сбыта и, скорее всего, вызовут их явное или скрытое сопротивление. Именно поэтому руководство предприятия, используя методы диссипации риска в целях поддержания своей экономической устойчивости должно систематически контролировать такие показатели как количество партнеров, их доля в общем объеме закупок, стимулируя постоянное расширение круга партнеров и равномерность распределения объемов материальных потоков между ними и предприятием.

В области формирования инвестиционного портфеля предприятия методы диссипации риска рекомендуют отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости.

Распределения риска предполагает распределение риска между участниками проекта. Рост размеров и продолжительность инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивают риск проекта. Способом разделения риска являются операции факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном получении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший такие претензии у поставщика, в этом случае может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (от уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% суммы платежа.

Любое решение, связанное с деятельностью предприятия, принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограничена. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Таким образом, для снижения предпринимательских рисков необходимо уметь их классифицировать, оценивать и разрабатывать меры, способствующие смягчению действия различных внутренних и внешних факторов на предпринимательскую деятельность.