Прием граждан 2-29-04

О городе

Органы власти

Коррупции НЕТ!

Новости образования

Цифровой образовательный контент теперь будет подвергаться обязательной госэкспертизе

07.02.2021
Цифровой образовательный контент теперь будет подвергаться обязательной госэкспертизе

На сайте нормативно правовых актов появились проекты двух приказов Минпросвещения РФ, которые утверждают порядок формирования реестра образовательных онлайн-сервисов, рекомендованных для школ РФ, и порядок их экспертизы. По большей части процедура напоминает экспертизу учебников, включаемых в федеральный перечень.

В российских школах теперь будет допускаться использование только прошедшего обязательную государственную экспертизу цифрового образовательного контента. Для включения в специальный реестр производители цифрового образовательного контента, а также образовательных сервисов обязаны будут предоставить полную информацию о себе. Речь идёт о лицензии, сведениях о типах ЦОС и ОС, перечне уровней образования и ещё ряде характеристик. При этом возможность предоставления образовательного контента вновь создаваемыми организациями или индивидуальными предпринимателями полностью исключается.     

Отмечается, что требования предъявляются к содержанию уроков в цифровом формате, электронных учебников и другого подобного контента. В проекте приказа, к примеру, говорится, что «ресурсы не должны содержать информации, отрицающую семейные ценности или пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения».

Помимо этого, в документах прописаны технические характеристики, в соответствии с которыми, например, информация должна корректно отображаться на компьютерах, планшетах, а также на интерактивной доске или панели. Внутри онлайн-контента запрещается любого рода реклама. Что же касается ссылок, рекомендованных внутри контента и сервисов, то кроме актуальности они должны отражать «вклад российских деятелей науки, культуры в глобальное развитие».

«Очень порадовало требование о грамотной речи и отсутствие ненормативной лексики», – заметила директор школы «Феникс» (Москва) Татьяна Зверева, комментируя проект приказа.  

Оценивая опубликованные документы, член правления Лиги образования Михаил Кушнер отметил, что новшеством проекта является только проведение первичной экспертизы автоматически с помощью современных систем с искусственным интеллектом.  

К отобранным экспертам тоже выдвигается ряд требований: учёная степень или учёное звание, либо стаж педагогической деятельности не менее 5 лет, а также опыт в разработке или пользовании ЦОС.  Такие меры говорят о том, что «цикл попадания на стол ученику и учителю будет небыстрым». Однако, по словам М. Кушнера, «строгости с допуском учебников, на многолетнем опыте, никаких гарантий качества не дало».  

При этом он добавил: «Для цифры гораздо органиченнее была бы логика мотивированного исключения из реестра по жалобе с экспертной проверкой. А так, коррупционная ниша экспертизы бережно сохранена. Сентенции про «конфликт интересов» в проекте приказа коррупции не преграда. Конкуренция на уровне пользователей работала бы гораздо оперативнее и гибче. Но, видать, не в этой жизни».

По мнению Ильи Беломытцева, директора по развитию бизнеса Softline в нацпроекте «Образование», пока новоиспечённые документы выглядят лишь как план действий, в котором обозначены сроки и в явном виде обозначено, кто за что отвечает.

Кроме того, И. Беломытцев подчеркнул: «Несмотря на наличие известных поставщиков контента и сервисов, соответствующих ФГОС, остаётся открытым вопрос об их адаптации в рамках Цифровой образовательной среды. Требуется длительное накопление экспертизы в области создания и выявления наиболее эффективных методик образования в рамках ЦОС, чтобы приблизиться хотя бы к эффективности обычного школьного образования, а впоследствии — вывести эффективность на более высокий уровень. Эксперимент по созданию ЦОС был запущен именно для этого, но, возможно, с запозданием. На мой взгляд, если бы это произошло на 5-7 лет раньше, сегодня можно было бы уже воспользоваться его результатами для эффективной реализации нацпроекта «Образование».

Экспертное заключение о том, что ресурс может использоваться в средних общеобразовательных учреждениях будет выдаваться сроком на 3 года. Если продукт будет отклонён, то поставщики смогут подать заявку на экспертизу повторно раз в полгода.