Прием граждан 2-29-04

О городе

Органы власти

Коррупции НЕТ!

Новости образования

Никогда не заставляю детей зубрить

21.12.2018

Для Анастасии МАЙОРОВОЙ, учителя химии и технологии школы №14, уходящий год был насыщенным. Еще в 2017 году она победила на городском этапе конкурса «Учитель года», в этом — стала лауреатом областного. На торжестве ко Дню города Анастасию Леонидовну отметили званием «Человек года» в номинации «Образование», а 17 декабря она защитила магистерскую диссертацию. В ней изложила свой опыт работы за 14 лет в школе. За это время молодой педагог добилась уважения коллег и нашла путь к сердцам учеников.

Работаю в две смены

— Анастасия Леонидовна, в последнее время говорят, что профессия учителя неблагодарна. Так ли это?

— Думаю, что уважение к человеку любой специальности приходит в результате упорного труда. Часто слышу о том, как трудно живется современному учителю, о низкой зарплате и отсутствии финансирования образования. Все так. Но нужно и самому не сидеть на месте. Как говорится, было бы желание. Учительская ставка – 18 часов, у меня 46, работаю в две смены. Часто провожу неоплачиваемые внеурочные занятия, стараюсь привлекать ребят к участию в различных конкурсах, с учениками 10 и 11 классов каждые полгода защищаем проекты.

— Такое отношение к работе выработалось с годами или перед глазами был живой пример?

— Я родилась в селе Новобачаты, училась в деревенской школе. Труд моих педагогов могу смело назвать самоотверженным. Они как трудолюбивые мураши несли все необходимое из своих домов, в общий муравейник под названием школа. Химию у меня вела Любовь Александровна Костюченко. Она старалась нам дать не сухую теорию, а понимание предмета. А какие интересные и яркие эксперименты мы с нею проводили! Считаю, что процентов 80 успеха в процессе обучения зависит от учителя.

И психолог, и учитель

— Выходит, вы рано определились с профессией?

— Я мечтала стать детским психологом. Думаю, желание это родилось в семье. Мама одна воспитывала нас. Всю жизнь она работала в колхозе им. Ильича сначала дояркой, потом бригадиром. Видя, как ей трудно, я помогала сестре и брату в учебе, забирала их из садика и школы. Все мы получили высшее образование. При поступлении в КемГУ я изначально подала документы на психолога, но конкурс на эту специальность был большой, и чтобы не оказаться у разбитого корыта, я забрала документы и поступила на химический факультет.

— Как вы считаете, система ЕГЭ дает какие-то преимущества современным школьникам?

— Безусловно. Я – эксперт в области проверки ЕГЭ, оцениваю его результаты и вижу все плюсы и минусы системы. Главное и неоспоримое ее преимущество — это возможность для способных детей учиться в любом понравившемся вузе страны. У нас такой возможности не было. Помню, как я сама для поступления в институт сдавала сначала пять экзаменов в школе, потом писала тесты в рамках Централизованного тестирования (прародитель ЕГЭ), а потом еще сдавала экзамены при поступлении. Сейчас эта процедура значительно упрощена.

Дело случая

— Почему, окончив химический факультет, вы решили работать в школе. Ведь была же, наверняка, возможность устроиться в любую лабораторию.

— Дело случая. Помню, когда я уже сдала госэкзамены и писала дипломы (педагогический и химический), ко мне в лабораторию зашел Петр Павлович Щекотько – директор Бачатской гимназии №22. Он пригласил меня на работу, и я согласилась. Так, 5 мая 2006 года началась моя педагогическая деятельность.

— Как она складывалась?

— Работала в гимназии, параллельно участвовала в конкурсах профмастерства. В 2009 году победила в конкурсе «Педагогические таланты», В 2010 году стала «Молодым лидером», в 2011 – лауреатом конкурса «Учитель года». В результате как молодой специалист я получила квартиру в третьем микрорайоне по беспроцентному займу от губернатора. Два года ездила на работу, потом мне предложили вакансию в школе №14. Еще год работала в двух школах (два дня здесь и четыре в Бачатском). В 2016 году выпустила в лицее 9 класс и ушла сюда окончательно.

Что интересует школьников? — Химия – непростой предмет. К каким педагогическим уловкам прибегаете, чтобы дети поняли тему?

— Никогда не заставляю детей зубрить. Мне важно, чтобы они понимали, о чем я говорю. Если тема трудная, выделяю на нее не один час, как положено, а больше. Стараюсь говорить на доступном им языке, делаю зарисовки, привожу примеры из жизни. В социально-экономическом классе (в нем учатся 13 девочек и два мальчика) когда изучали жиры, белки и углеводы, я взяла для наглядности диеты, составляли вместе рацион дня. Опять же у химии в отличие от многих наук есть преимущество – эксперименты. Сама редко провожу реакции, предоставляю возможность детям.

— Помню, как в школе наш класс оживился после демонстрации химической реакции, в результате которой на стенках пробирки оседает серебро. Что интересует сегодняшних школьников?

— Серебром их теперь не удивишь (смеется). Больше интересует, как отличить метанол от этанола, состав наркотиков, из каких сподручных веществ можно сделать взрывчатку. В прошлом году одна ученица защищала проект о том, как сделать фейерверк. Испытание провели прямо в классе. В восторге были все, в том числе и я. Увлечь детей в познавательный процесс проще, когда сам вместе с ними постигаешь новое.

Попался с сигаретой – защити проект

— Вы часто говорите о проектах. Это какое-то новое требование? Их защищают все ученики?

— Это мое требование. Если ученик 10 или 11 класса хочет получить у меня хорошую отметку, в конце каждого полугодия он должен защитить проект на интересующую его тему. Иногда предлагаю темы сама. Помню, как увидела мальчишек за курением и убедила их написать проект по электронным сигаретам. С этой работой они победили на городской научно-исследовательской конференции, приняли участие в международной.

— Вы так подробно разбираете состав алкоголя, наркотиков, взрывчатки. Не опасаетесь, что дети заинтересуются?

— Запретный плод сладок. Лучше это сделаю я, предупредив о последствиях, чем они найдут эту информации в Интернете и опробуют на себе. Я привожу конкретные факты о том, как пагубные привычки портят жизнь, показываю социальные ролики, призываю ребят самих снимать их. Они охотно откликаются. К примеру, недавно в таком ролике осветили тему переработки мусора.

Балл за ЕГЭ выше среднего

— Дети задают много вопросов. Вы боитесь не знать чего-то?

— Наука не стоит на месте, да и все знать просто невозможно. Поэтому когда ученики задают вопросы, на которые я не могу ответить, я им честно в этом признаюсь. Часто тут же захожу в Интернет, и мы вместе расширяем свой кругозор. Не надо возносить себя над детьми. Три года подряд мы с ребятами принимаем участие в Международном химическом турнире. По его условиям, в течение месяца нужно решить семь задач, ответов на которые нигде нет. Совместная работа здорово объединяет коллектив.

— Такое отношение к делу дает свои результаты?

— Когда я пришла в 14 школу, здесь была лишь небольшая группа из 6 человек, увлеченных химией. Сейчас у меня два профильных класса. Два года по 30 выпускников 11 классов сдают ЕГЭ по химии. И балл у нас выше среднего по городу.

С учениками в Москву, Петербург, Казань

— Говорят, дети чувствуют фальшь в отношении к ним. Вы искренни с учениками?

— Вопрос сложный. Думаю, ребятишки ответили бы точнее. В первый год, когда я работала в этой школе, выпускники 9 класса подарили мне картинку с герберами и сказали, что я похожа на этот цветок – такая же яркая и позитивная. Или вот еще один пример. Помню, как одно время у меня были проблемы со здоровьем. Дети заметили это и поставили мне на стол бокал с водой. Мне было приятно.

— Как налаживаете контакт с учениками?

— Каждые каникулы, 4 раза в год, вожу сборные группы в турпоездки в Москву, Санкт-Петербург, Казань. Программу выбираю сама, знакомимся с музеями, другими достопримечательностями городов. В таких поездках я ближе знакомлюсь с детьми, с их внутренним миром. Бывает, что в школе он неважно учится, плохо себя ведет, а там он показывает себя совсем с другой стороны.

— Не каждый учитель может позволить себе такие поездки. Как еще можно изменить отношение ребенка к учебе?

— Когда я окончательно перешла в эту школу, мне дали классное руководство над непростым классом. В нем были только 4 хорошиста, поведение почти всех оставляло желать лучшего. Однако в 9 классе они все получили аттестаты, многие перешли в 10 класс. Как бы это высоко не было сказано, нужно любить детей и верить в них. В моем классе два президента. Один – хорошист, другой – троечник. Когда доверяешь ребенку, он старается стать лучше. Неважно, в чем эти старания проявляются – в учебе или в общественной жизни класса.

Домоводство химика

— Анастасия Леонидовна, вы ведь еще преподаете технологию. Как пришли к этому?

— В свободное от занятий время я всегда любила готовить, шить, вышивать. В 2012 году заочно получила второе высшее образование в Алтайском государственном университете по специальности «Экономика и предпринимательство». И теперь учу девочек премудростям домоводства. А еще занимаюсь внеурочной работой с учениками всех возрастов, начиная с первого класса. Знакомлю малышей с азами химии. Возможно, мне это интересно, потому что у самой сын учится в третьем классе.

— Как при таком плотном рабочем графике вы успеваете находить время на собственного ребенка?

— Школа отнимает много времени от семейной жизни. Если честно, я даже не заметила, как Витя перешел в третий класс. Помогают мама и бабушка. А еще мой ребенок не по годам самостоятельный. В три года он уже оставался дома один. Когда у меня нет первых уроков, он самостоятельно собирается и идет в школу. После уроков обедает в столовой и идет домой. Витя хорошо учится. Помню как он в первый раз расстроенный принес тройку. Ругать не стала, а только сказала, что у мамы даже четверок никогда не было. Чтобы компенсировать сыну недостаток внимания, никогда не приношу работу домой. Когда мы вместе, всегда отдыхаем. Часто беру Витю в турпоездки.

— Анастасия Леонидовна, что для вас значит статус «Человек года»?

— Все мои победы – дань уважения моей маме. Моя семья гордится мною, и это главная награда за мой труд.

Автор: А. Купсер. Фото В. Светличного (ИСТОЧНИК)