Прием граждан 2-29-04

О городе

Органы власти

Коррупции НЕТ!

Новости образования

Главное – не оценки, а психологический комфорт и умение учиться

14.10.2018

Учебный год начался. Мы еще помним, как с улыбками провожали детей в школу, а настроение у некоторых родителей уже на нуле. А все потому, что дети плохо учатся. Казалось бы, для ребенка созданы все условия: есть хорошая одежда, учебники, учебные принадлежности, место, чтобы учить уроки, выход в Интернет, различные гаджеты, а он — обрастает «двойками». Родители в шоке. А ведь их чаду еще в институт поступать. Почему дети плохо учатся?

Чтобы ответить на этот важный вопрос, я побеседовала с бывшим учителем начальных классов, а ныне преподавателем Беловского института (филиала) КемГУ, кандидатом исторических наук К.Ю. ИВАНОВЫМ.

Наследственность не отменить, а укрепить психику — можно

— Начнем с того, — начал разговор Константин Юрьевич, — что наследственность по большей части определят способности человека и свойства его характера. С этим не поспоришь. Но опытные мамы, которые воспитали двух-трех и более детей, знают, что даже течение беременности имеет значение для будущей успеваемости ребенка. Если были стрессы, тревожность, токсикоз, то детки рождаются беспокойные, когда учатся говорить — не выговаривают некоторые звуки, в учебе — середнячки. А от спокойной беременности без осложнений (при той же наследственности) чаще всего получаются отличники. Многие мамы (не от нужды, а ради карьеры) через месяц-два после родов выходят на работу. Печально, поскольку тесная психологическая связь между матерью и ребенком чрезвычайно важна для него, особенно до трех лет. Не стоит разлучаться без крайней нужды, ведь этот контакт обеспечивает ребенку устойчивую психику на всю оставшуюся жизнь. Позднее, когда в школе он столкнется со сложной темой в учебнике или с недопониманием со стороны учителя или сверстников, то запас стрессоустойчивости и пониженная тревожность помогут снять часть проблем. А с 3 лет – можно идти в детский сад. Здесь малыш учится адаптироваться к внешней среде, поэтому надо обязательно ходить в сад. Здесь же происходит развитие иммунной системы (очень хорошо, если мама кормила грудью и ребенок получил молозиво!)

Если малыш не ходил в детский сад, а сидел дома с бабушкой, то не приобрел иммунитета. Начиная ходить в школу, он начинает болеть – то есть приобретать необходимый иммунитет. Пропуски уроков никому не пойдут на пользу. И, если ученик не усвоил арифметику, то, как он поймет математику или начало анализа?

Сентябрь – провальный

Если ваш ребенок приобрел новый статус ученика, то он должен четко отвечать на вопрос: «Кто я?» Ведь в его жизни появилось большое здание школы, новый учитель, класс, парты, звонки на урок, одноклассники, столовая, библиотека и масса народу в коридорах школы. Новизна оглушает, ему не до уроков, надо все рассмотреть. Вы знаете, почему все артисты стремятся выступать на концерте под занавес? А потому, что зрители, как первоклассники, в начале действия рассматривают зал, людей, кто в чем одет, сцену. Делают все, что угодно, но не слушают. Поэтому в начале выходят малоизвестные исполнители для «разогрева», а уже потом — мастера. Сентябрь часто бывает провальным, потому что новички занимаются освоением физического пространства. Помню, когда я сам пошел в первый класс, то буквально в первые дни занятий пошел в туалет и заблудился. Испугался, заплакал навзрыд, меня кто-то утешал, спрашивал: «Кто ты? Из какого класса?» Я был так расстроен, что не мог ничего толком сказать. Учительница услышала шум, выглянула и забрала меня. Оказалось, что я был в двух шагах от класса.

Адаптация имеет большое значение. Ребенок должен знать планировку школы, пройти путь от дома до школы вместе с родителями, узнать, за какое время он преодолевает это расстояние, свою фамилию, адрес дома.

От редких способностей приходится избавляться

Знаю немало случаев, когда родители нанимают репетитора, чтобы подготовить ребенка к первому классу. Загодя учат детей читать, писать и считать. Плохого в этом ничего нет, если репетитор с педагогическим образованием. Расскажу о себе. Читать научился в 5 лет. Когда мой старший брат (старше на 8 лет) учил уроки, то мне было интересно: я садился напротив него и тоже читал учебник. Как понимаете — вверх ногами. Когда я пошел в школу и стал читать букварь вверх ногами, учительница была в шоке от моих редких способностей, и ей пришлось меня переучивать. Еще был случай, когда я получил «кол» за сказку. Я ее не прочитал, потому что считал ниже своего достоинства читать сказку для малышни, я-то читал сказки покруче. Готовить детей к школе надо правильно. Если они будут сильно опережать сверстников, то им будет скучно на уроках.

Пусть ребенок мечтает сам

Стремясь к гармоничному развитию ребенка, родители не должны требовать от них того, чего им самим добиться не удалось. Если мама играла на фортепиано, то и дочка должна (а то зачем инструмент простаивает), если папа бредил футболом, то и сын обречен пинать мяч. Зачастую ситуация, когда папа и мама мечтают за ребенка и предъявляют ему завышенные требования, становится причиной невроза. Спору нет, дополнительное образование всегда идет на пользу ребенку, он становится собраннее, учится распределять время, и успеваемость повышается, если увлечение ему по душе. Прежде чем выбрать, он должен многое перепробовать. Я в детстве ходил в радиокружок, секцию самбо, хор, оркестры народных (играл на балалайке и баяне) и духовых инструментов (играл на трубе), факультативы по физике и химии. Пусть ребенок мечтает сам, главное — научить соизмерять интересы с возможностями. Заключите договор: пусть занимается, где хочет, но с условием, что должен походить два месяца. Если не понравится — может сменить. Причем ходить не в три кружка сразу, а, к примеру, только в один, а если занятия не будут мешать учебе, то можно подключить и второй.

Диалог — прежде всего

Если у ребенка есть проблемы в школе, то он с трудом поднимается утром с кровати, постоянно засыпает, тянет время. А если интересно, то собирается сам. Не ждите, когда ситуация разрешится сама, идите в школу, разговаривайте с учителем.

Часто причиной низкой успеваемости может быть невысокий общий фон в классе, способный ученик не хочет выделяться и подстраивается. Если не удастся переубедить ребенка, то из класса (а может, и из школы) надо уходить. Другой причиной может быть то, что родители не оценивают успехи сына или дочери, а сравнивают с другими. Это большая ошибка. Ребенок может не успевать за отличниками, поэтому его достижения надо сравнивать с его же результатами, какие были вчера, позавчера. Надо спрашивать: в чем его трудности? Что получилось, и что не получилось, и почему? Чтобы он вспоминал, анализировал и устанавливал связь между событиями. Надо осмысленно разговаривать с ребенком. Привлекайте детей к общему труду, если пошли в сад или огород, то берите с собой и давайте посильную нагрузку. За делом можно обо всем спокойно поговорить, подрастая, ребенок будет чувствовать себя членом семьи.

Открытый ум

Старая мудрость гласит: ребенка надо воспитывать, пока он лежит поперек лавки. А когда не будет помещаться – поздно. Действительно, 80% информации ребенок получает до 5 лет, все остальное – в школе, институте, на работе и путем самообразования. Трудно поверить. Но, если принять во внимание, что дети с нуля учат язык и массу исключений, которые присутствуют в нем, грамматику, лексику, то многое становится ясным. В возрасте от 2 до 5 лет дети проходят возраст почемучек. Ответы на бесконечные вопросы утомляют, некоторые думают, что только зря тратят время, что сейчас он все равно ничего не поймет. Напрасно. Именно в этом возрасте у детей открытый ум, они впитывают знания, как губка. Любопытные дети умны, но, как правило, отличниками не становятся. Окружающий мир интересует их больше, чем школьные уроки. Кстати, история знает немало примеров того, как люди, не подающие надежд в учебе, смогли преуспеть в жизни. Самый известный «двоечник» – Альберт Эйнштейн. Не блистали отметками в школе и Исаак Ньютон, Сергей Королев, Антон Чехов и даже гений поэзии – Александр Пушкин. Людвиг Ван Бетховен писал с ошибками, а в музыке ему до сих пор нет равных, — завершил разговор Константин Юрьевич.

А вот что думает о хорошей успеваемости психолог Михаил РЕПИН:

Не заставляйте учиться – научите мечтать

— Каждый нормальный ребенок с рождения готов к познанию окружающего мира. Он в принципе не может плохо учиться, и, если возникают проблемы, то внешнего свойства. Не секрет, что зачастую мы — родители — стараемся вести своих детей по жизни за руку, вместо того, чтобы просто поддерживать за эту самую руку. Конечно, мы знаем больше, но кто сказал, что наши знания верны?

Хочу обратить внимание родителей на то, что в процессе учебы важны не оценки, которыми они могут похвастаться друг перед другом, а знания ребенка и его стремление к познанию мира. Часто слышу: «Не могу заставить ребенка учиться!» Неужели? Для начала разделите понятия «заставить» и «научить». Если вам удастся объяснить: для чего нужно учиться, и что в итоге можно получить, то тогда не надо будет заставлять. Предположим, что мальчик мечтает стать летчиком, – отлично, посмотрите с ним кино про летчиков, почитайте книги, объясните, что, чтобы стать летчиком — надо хорошо учиться по всем предметам, особенно – по физике и математике и заниматься спортом. Если желание сильное, то учебу он подтянет. Подогревайте интерес постоянно, покажите сильные стороны его мечты: красоту, важность, востребованность. Конечно, есть риск, что передумает, но знания-то останутся.

Автор: Алсиня Шулепко. Фото Вячеслава Светличного (ИСТОЧНИК)