Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли разъясняет, о праве граждан на обращение в государственные органы.
01.02.2023Порядок обращения в государственные органы регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам.
Заявление может быть составлено в произвольной форме, но в обязательном порядке содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество гражданина; почтовый адрес или адрес электронной почты; наименование органа, в который направляется обращение; изложение существа вопросов. При изложении существа вопросов необходимо указать какие права и свободы гражданина нарушены, когда, где, при каких обстоятельствах произошло событие, какие точно вопросы нуждаются в проверке. Кроме того, рекомендуется приобщать имеющиеся по этим вопросам документы или их копии, а также полученные ответы на аналогичные обращения из других органов. При направлении заявителям ответов на обращения возвращаются приложенные к ним документы, за исключением направленных в электронном виде.
Важно знать, что обращение не подлежит разрешению и ответ на него не дается, если в обращении не указаны сведения о заявителе; в нем содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или члена его семьи.
Обращения возвращаются заявителям с разъяснением права повторного обращения по данному вопросу, если в нем не содержится достаточной ясности по сути вопроса и (или) не хватает сведений, необходимых для его разрешения по существу. В этой связи важно помнить, что правильно составленная гражданином жалоба является залогом скорейшего разрешения его проблемы.
Обращаясь со своими проблемами в государственные органы, граждане вправе рассчитывать на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение их обращений.
Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней со дня его регистрации в государственном органе, который может быть продлен руководителем государственного органа, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом в случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях не более чем на 30 дней, о чем уведомляется заявитель.
Гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, в связи с чем на государственный орган возложена обязанность давать письменный ответ на письменное обращение гражданина по каждому поставленному вопросу.
По итогам рассмотрения обращение может быть удовлетворено, отклонено, оставлено без разрешения, возвращено заявителю, по нему может быть прекращена переписка и даны разъяснения требований действующего законодательства.
Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрена обязанность руководителей органов власти проводить личные приемы граждан и право граждан обращаться с устными и письменными обращениями в ходе их личного приема.
Отказ в удовлетворении обращения может быть обжалован вышестоящему должностному лицу государственного органа и (или) в суд.