Проект «Белово в годы войны». Глава 13. Бронепоезда «Сибиряк» и «Металлург Кузбасса»
15.04.2020В Великую Отечественную широко использовалась в борьбе с врагом мощь бронепоездов.
Создавались бронепоезда военного времени и у нас в Кузбассе.
Зимой 194 года в локомотивном депо станции Белово началось строительство бронепоезда «Сибиряк».
Локомотивщики, тогда были на военном положении, и их рабочий день не ограничивался 12 часами.
Не хватало продуктов, теплой одежды, но чувства необходимости их работы было, пожалуй, с избытком. Понимали — бронепоезд очень нужен бойцам. С трёхлинейкой против немецкой техники особо не навоюешь.
Почти без механизмов, вручную, обводили каркасом обычный паровоз, а на каркас накладывали трехсантиметровые плиты бронированной стали.
В это же время рабочие вагонно-ремонтных мастерских беловского железнодорожного узла сооружали броневагоны.
Потом бронепоезд перегоняли в Сталинск (ныне Новокузнецк). Там на Кузнецком металлургическом комбинате подвергли термической обработке. Затем броневой пояс вновь смонтировали. В этих трудоёмких работах приняли участие и рабочие Сталинского железнодорожного узла.
В 1942 году «Сибиряк» прошёл ходовые испытания и был направлен в район станции Инская Томской железной дороги. Учитывая опыт строительства такой бронетехники, беловчане получили ещё один военный заказ — строительство второго бронепоезда «Металлург Кузбасса».
За создание этих бронепоездов в рекордно короткий срок беловчане за свой героический труд получили в награду переходящее знамя 71-й отдельной морской стрелковой бригады. (Это подразделение получило гвардейский номер, а старое прославленное знамя морпехов стало наградным).
На красном стяге были слова: «Рабочим лучшего цеха Беловского железнодорожного узла от бойцов, командиров и политработников воинской части 1860-й Особой Краснознаменной Дальневосточной армии».
Эта торжественная церемония прошла на станции Белово в канун 24-й годовщины создания Красной Армии и Флота.
В этот день, 22 февраля 1942 года, сотни рабочих приняли участие в праздничном митинге, посвящённом этому событию. Долгое время знамя, как бесценная реликвия, хранилось в музее локомотивного депо.
В книге «Железнодорожники в Великой Отечественной войне» отмечается, что коллективом Томской железной дороги было построено и отправлено в действующую армию четыре дивизиона бронепоездов, а это восемь бронесоставов.
На фронт вместе с бронепоездами отправились локомотивные бригады беловских железнодорожников. В их числе Григорий Зятчин, Михаил Жердев, Виктор Евдокимов, Егор Волков, Прохор Зуев и другие.
Беловчане попали в 42-й отдельный дивизион бронепоездов. Железнодорожников поставили на все виды армейского довольствия и присвоили звания младших командиров.
10 марта 1942 года тяжелые броне составы тронулись в путь, а в апреле были уже у линии фронта.
Дивизион вошел в Северную группу Закавказского фронта и действовал в составе 37-й армии, и уже на исходе августа участвовал в ожесточённых боях с фашистами за Кавказ.